Хранитель хрустального бочонка искал остальные через старейшую газету Бурятии

Хранитель хрустального бочонка искал остальные через старейшую газету Бурятии

Единственная сохранившаяся деталь подлинного иконостаса Воскресенской церкви в Кяхте - хрустальный бочонок послужил началу работы по воссозданию реликвии. Распоряжение о национализации церковной утвари появилось в 1930 году, а на хранение в Кяхтинский краеведческий музей он поступил в 1980 году.

Принес его тогдашний работник Улан-Удэнского авиазавода Андрей Михайлович Хлебников. Известно, что бочонок он нашел разбитым, склеил, хранил у себя и вообще проявлял большой интерес к краеведению. Известно, что Хлебников пытался найти и остальные бочонки (иконостас состоял из 26 колон, в каждой из которых было по 6 бочонков).

Краевед Михаил Харитонов из города Улан-Удэ сохранил вырезку из газеты "Молодёжь Бурятии", в которой Андрей Хлебников в далеком январе 1992 году рассказывал о хрустальном иконостасе. Знаменательно, что в этом году сама газета отмечает свой вековой юбилей и является на сегодня старейшей газетой республики.

Мы решили опубликовать статью Андрея Хлебникова, названную "ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. Колонны из хрусталя украшали Воскресенскую церковь, но кто сегодня вернет их Кяхте?" В ней, как и тридцать лет назад, можно найти много любопытного. Чего стоит одна только информация, что колонны из хрустального иконостаса предполагалось использовать в оформлении интерьера конференц-зала строящегося здания обкома партии в центре Верхнеудинска

В Кяхте начала 19 столетия с населением около 10 тысяч жителей было пять церквей, собор и множество других зданий и сооружений, архитектура которых выдержана в стиле русского классицизма. Этот "забалуй-городок", или по-другому Восточную Венецию без колебания можно было бы назвать и "Суздаль Забайкальский". В нём много историко-архитектурных памятников, которые являются шедеврами русского зодчества, один из них - Воскресенская церковь.

Храм был заложен в торговой Слободе Кяхты 1 июня 1830 года по проекту московского архитектора Григория Герасимова во имя Воскресения Христова и имел приделы ("теплые") во имя Казанской Божьей Матери, святителя и чудотворца Николая.

Вот что пишет Л. К. Минерт в своей книге "Памятники архитектуры Бурятии": "Новая церковь должна была явиться символом процветания торговли. На её сооружение и украшение делались большие пожертвования. Строительство здания закончили в 1838 году, и "тёплые" приделы освятили в октябре. А в 1848 году архиепископ Иркутский Нил утверждает разработанный иркутским архитектором Разгильдеевым проект роскошного иконостаса для главного ("холодного") храма. Первоначальная стоимость здания определялась в 600 тысяч рублей, но затраты значительно превысили эту сумму. Купечество добилось своей тщеславной цели, и путешественники впоследствии отзываются восторженно: "По внутреннему благолепию и богатству храм этот едва найдет себе равных во всей Сибири".

Воскресенскую церковь по красоте и архитектурному стилю можно сравнить лишь с Исаакиевским собором в Санкт-Петербурге. Будучи в Ленинграде в 1976 году, в беседе с директором музея в Исаакиевском соборе я высказал свое сравнение по архитектуре двух храмов и показал ему фотографии кяхтинской церкви. Он подтвердил идентичность этих двух культовых сооружений и в заключение сказал: "Пусть гордятся жители Кяхты тем, что в их городе есть сестра Исаакиевского собора, а наши ленинградцы будут довольны тем, что собор не одинок".

В Воскресенской церкви был бронзовый иконостас с колоннами из хрустальных ваз-бочонков, соединенных между собой трубчатым стержнем и серебряными кольцами. Хрустальные бочонки, по моим предположениям, были изготовлены в Гусь- Хрустальном или на Карловарском заводе хрусталя в Чехо-Словакии (так как подобное изделие я видел в заводском музее в Карловых Варах). В Исаакиевском соборе иконостас обрамляют колонны, облицованные тщательно подогнанными малахитовыми пластинками.

В церкви были серебряный престол, царские ворота и жертвенники: громадное паникадило, усеянное цветными камнями, драгоценное Евангелие. Такими же богатыми были алтарь, киоты, подсвечники и другие элементы внутреннего убранства церкви.

Колокольня церкви состояла из четырех ярусов. Четвертый ярус - легкий, высокий восьмиугольный павильон, поставленный на смотровую площадку. В нём размещался механизм башенных часов-курантов. Колокольня завершалась небольшим куполом, над которым возвышался шпиль с крестом. Её высота до верхушки креста 42,5 метра. Эта колокольня почти на десять метров превосходит высоту колоколен некоторых других соборов и церквей Забайкалья. Вес главного колокола составлял без малого 9 тонн. Диаметр барабана купола храма 10,65 метра.

Воскресенскую церковь посещали не только купцы, обыватели и приезжий люд, но и знаменитые путешественники и исследователи Центральной Азии Н. М. Пржевальский, В. А. Обручев и др.

В годы борьбы за установление Советской власти в Забайкалье и последующие годы началось её разорение. Убранство её залов - все то, что было выполнено из благородных металлов, похищено семёновцами. Иконостас с иконами в позолоченных окладах летом 1930 года был разобран и отправлен в Эрмитаж. Колонны из хрустальных ваз были разобраны и перевезены в Улан-Удэ, и предполагалось их использовать в оформлении интерьера конференц-зала строящегося здания обкома партии, но они не нашли своего применения и по неизвестным обстоятельствам исчезли. Одна из ваз (на снимке) из обломков отреставрирована мной и передана в Кяхтинский краеведческий музей. Капители колоннад, лепка на сводах и барельефы варварски уничтожены.

В 1971 году на храме начаты реставрационные работы. Вот уже более 20 лет реставрируют здание церкви (а строилась она всего 8 лет), израсходовано более 300 тысяч рублей и не видать конца и края этой работе из-за отсутствия нужных денежных средств в Мин. культуры Бурятии и республиканском обществе охраны памятников.

Уважаемые улан-удэнцы, жители Бурятии, может быть, у кого-то сохранились эти хрустальные вазы или другие предметы из церкви, сделайте благородное дело: верните их законному хозяину - Воскресенской церкви или сообщите. Только миром можем возродить былую красоту. Да сохрани вас Господь Бог. Андрей ХЛЕБНИКОВ, краевед

Автор: Галина Мостовщикова
На фото: сын Андрей Хлебникова (в синем) с женой

Источник: https://newbur.ru/newsdetail/khranitel_k

https://newbur.ru/newsdetail/khranitel_k…newbur.ru